К оглавлению

Урок 4

Практическая работа №1

Тема: «Составление алгоритмов решения задач»

  1. Разбор и решение задач:

  2. Составление линейных алгоритмов

                Задача 1    Задача 2

  3. Задачи для самостоятельного решения:

Разбор  задачи:

Пример: Определить площадь прямоугольника. Размеры сторон a, b и c, угол  задать с клавиатуры.

Словесный способ

Блок-схема (графический)

Запись псевдокодом

Запись на языке Pascal

В начало

 

Решение.

                                                        Словесный способ

1.     Ввести размеры сторон, угол между двумя сторонами.

По формуле S:=1/2*a*b*sin(ugol*3.14/180);

2.      вычислить площадь треугольника.

3.     Вывести результат вычисления.

                                В начало                                        Блок-схема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

                     В начало                           Запись псевдокодом

Алг Sтр (арг вещ a,b,c, α, рез вещ S)

Нач

         Ввод a, b, c, α

         S:=1/2*a*b*sin(ugol*3.14/180);

         Вывод S

Кон. 

 

              В начало                              Запись на языке Pascal

Program  S_Treugoln;

var

a, b, c, ugol: real;

writeln (‘Вычисление площади треугольника’);

writeln (‘Введите исходные данные’);

readln (a, b, c, ugol);

S:=1/2*a*b*sin(ugol*3.14/180);

Writeln (‘Площадь =’,S:6:2,’ ‘,’кв. см’)

end.

                                                                                       

                  

Составление линейных алгоритмов

 

Задача 1. Пешеход шел по пересеченной местности. Его скорость движения по равнине V1 км/ч. в гору - V2 км/ч и под гору - V3 км/ч. Время движения соответственно T1, T2, T3. Какой путь прошел пешеход?

Решение
1. Исходные данные: V1, V2, V3, T1, T2, T3
. Результат: S.
2. Метод решения.
Ввод данных. Путь, пройденный по равнине - S1 = V1 * T1. В гору - S2 = V2 * T2. Под
гору - S3 = V3 * T3. Весь путь - S = S1 + S2 + S3.

Алгоритмический язык:

Блок-схема алгоритма:

алг ПУТЬ 
арг  V1, V2, V3, T1, T2, T3
рез S
нач
S1 := V1 * T1 

S2 := V2 * T2 
S3 := V3 * T3

S := S1 + S2 + S3

кон

 

 

 

Для отладки выполним его, взяв в качестве теста такие данные:
V1
= 3; V2 = 2; V3 = 4; T1 = 0,7; T2 = 0,2; T3 =0,1

1. V1 = 3; V2 = 2; V3 = 4;
T1 = 0,7; T2 = 0,2; T3 = 0,1
2. S1 = 2,1
3. S2 = 0,4
4. S3 = 0,4
5. S = 2,9
6.
Конец
Сравнение их с исходными данными задачи свидетельствуют о том, что алгоритм работает верно.

 

 

 

 

     

 

 

Задача 2. Даны две переменные A и B. Требуется обменять их значения, т.е. переменная A должна получить значение B, а B - значение A.

Решение
1. Исходные данные: A
и B. Результат A, B.
2. Метод решения задачи.
Введем еще одну величину C. Перенесем значение A в ячейку C (C := A), затем перенесем значение B в ячейку для A (A := B) и, наконец, из ячейки C - в ячейку B (B := C).

Алгоритмический язык:

Блок-схема алгоритма:

алг ОБМЕН
арг
А, B
рез А, B
нач
C := A

A := B
B := C
кон

Для отладки выполним его, взяв в качестве теста такие данные:
A
= 10, В = 20. 

1. A = 10; B = 20
2. C = 10
3. A = 20
4. B = 10
5.
Вывод: A =20; B = 10
6.
Конец

Сравнение их с исходными данными задачи свидетельствуют о том, что алгоритм работает верно.

 

 

 

В начало 

                    Задачи для самостоятельного решения:

1.     Найти наибольший общий делитель двух заданных целых чисел.

2.     Найти наименьшее общее кратное двух заданных целых чисел.

3.     Определить, является ли заданное число нечетным двузначным числом.

4.     Заданы площади квадрата и круга. Определить, поместится ли квадрат в круге.

5.     Вычислите длину окружности, площадь круга и объем шара одного и того же заданного радиуса.

6.     Вычислите периметр и площадь прямоугольного треугольника по двум катетам.

 

7.     По координатам трех вершин некоторого треугольника найдите его площадь и периметр.

 

8.     Вычислите дробную часть среднего геометрического трех заданных веще­ственных чисел.

 

9.     Определите, является ли заданное целое число А нечетным двузначным числом.

 

10. Определите, имеется ли среди заданных целых чисел А, В, С хотя бы одно четное.

 

11. Даны три числа. Выберите те из них, которые принадлежат заданному отрезку [а, b].

 

12. Определите число, полученное выписыванием в обратном порядке цифр заданного целого трехзначного числа.

13. Для заданных вещественных чисел a, b и с   определите, имеет ли уравнение ах2 + bх + с = 0 хотя бы одно вещественное решение.

14. Вычислите площадь кольца, ширина которого равна h, а отношение радиуса большей окружности к радиусу меньшей окружности равно d.

15. Определите, есть ли среди цифр заданного целого трехзначного числа одинаковые.

16. Заданы площади круга и квадрата. Определите, поместится ли квадрат в круге.

17. По условию задачи 14 определите, поместится ли круг в квадрате.

18. Заданы координаты двух точек. Определите, лежат ли они на одной окружности с центром в начале координат.

19. Определите, лежит ли данная точка на одной из сторон треугольника, заданного координатами его вершин.

 

20. Проверьте, можно ли построить треугольник из отрезков с длинами х, у, z и, если можно, то какой — остроугольный, прямоугольный или тупоугольный.

 

21. Проверьте, можно ли построить параллелограмм из отрезков с длинами х, у, v, w.

21. Даны координаты (как целые от 1 до 8) двух полей шахматной доски. Определите, может ли конь за один ход перейти с одного из этих полей на другое.

22. Треугольник задан величинами своих углов (в градусах) и радиусом описанной окружности. Вычислите стороны треугольника.

23. Смешали vt литров воды с температурой /, градусов Цельсия с v2 литрами воды с температурой f градусов Цельсия. Вычислите объем и температуру образовавшейся смеси. Выберите наибольшее из трех заданных чисел.

24.  Два прямоугольника заданы длинами сторон. Определите, можно ли первый прямоугольник целиком разместить во втором.

В начало

     К оглавлению

 

 

Сайт управляется системой uCoz