К оглавлению

Урок  10

Тема: Базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление: полная и неполная форма ветвления, форма ветвления «выбор», «иначе».

Вопросы темы:

  1. Что такое базовые алгоритмические структуры?

  2. Базовая структура следование.

  3. Базовая структура ветвление: если-то, если-то-иначе, выбор, выбор-иначе .

  4. Примеры команды если.

  5. Разбор и решение задач.

  6. Самостоятельное решение задач.

  7. Работа по индивидуальным карточкам

Карточка 1    Карточка  2    Карточка 3     Карточка  4    Карточка 5

Карточка  6    Карточка  7    Карточка  8    Карточка  9    Карточка  10

  1. Задание на дом

В начало

                Что такое базовые алгоритмические структуры?

Алгоритмы можно представлять как некоторые структуры, состоящие из отдельных базовых (т.е. основных) элементов. Естественно, что при таком подходе к алгоритмам изучение основных принципов их конструирования должно начинаться с изучения этих базовых элементов. Для их описания будем использовать язык схем алгоритмов и школьный алгоритмический язык.

Логическая структура любого алгоритма может быть представлена комбинацией трех базовых структур:

следование, ветвление, цикл.

Характерной особенностью базовых структур является наличие в них одного входа и одного выхода.

1. Базовая структура следование. Образуется из последовательности действий, следующих одно за другим:

Школьный алгоритмический язык

Язык блок-схем

действие 1
действие 2
. . . . . . . . .
действие n

В начало

2. Базовая структура ветвление. Обеспечивает в зависимости от результата проверки условия (да или нет) выбор одного из альтернативных путей работы алгоритма. Каждый из путей ведет к общему выходу, так что работа алгоритма будет продолжаться независимо от того, какой путь будет выбран.

Структура ветвление существует в четырех основных вариантах:

Школьный алгоритмический язык

Язык блок-схем

1. если-то

 если условие
   то действия
 все

2. если-то-иначе

 если условие
   то действия 1
   иначе действия 2
 все

3. выбор

 выбор
   при условие 1: действия 1
   при условие 2: действия 2
   . . . . . . . . . . . .
   при условие N: действия N
 все

4. выбор-иначе

 выбор
   при условие 1: действия 1
   при условие 2: действия 2
   . . . . . . . . . . . .
   при условие N: действия N
   иначе действия N+1
 все

 

                      В начало                                                  Примеры команды если

 

Школьный алгоритмический язык

Язык блок-схем

 если x > 0
   то y := sin(x)
 все

 если a > b
   то a := 2*a; b := 1
   иначе b := 2*b
 все

 выбор
   при n = 1: y := sin(x)
   при n = 2: y := cos(x)
   при n = 3: y := 0
 все

 выбор
   при a > 5: i := i+1
   при a = 0: j := j+1
   иначе i := 10; j:=0
 все

        В начало

Разбор и решение задач:

Составьте алгоритм решения задач разветвляющейся структуры:

а) определить, является ли треугольник с заданными сторонами a, b, c равнобедренным;

Решение:

алг Треугольник(арг вещ a,b,c, рез лог Otvet)
  дано | a>0, b>0, c>0, a+b>c, a+c>b, b+c>a
  надо | Otvet = да, если треугольник равнобедренный
              | Otvet = нет, если треугольник не равнобедренный
нач
  если (a=b) или (a=c) или (b=c)
    то Otvet:= да
    иначе Otvet:= нет
  все
кон

Самостоятельное решение задач:

б) определить количество положительных чисел среди заданных чисел a, b и c;

в) меньшее из двух заданных неравных чисел увеличить вдвое, а большее оставить без изменения;

г) числа a и b — катеты одного прямоугольного треугольника, а c и d — другого; определить, являются ли эти треугольники подобными;

д) даны три точки на плоскости; определить, какая из них ближе к началу координат;

е) определить, принадлежит ли заданная точка (x,y) плоской фигуре, являющейся кольцом с центром в начале координат, с внутренним радиусом r1 и внешним радиусом r2;

ж) упорядочить по возрастанию последовательность трех чисел a, b и c.

Ответы:

В начало

Работа по индивидуальным карточкам

 

Операторы условного перехода

Карточка № 1

По представленной блок-схеме составьте программу вычисления функции у при заданном с клавиатуры значении х.

 

 

 В начало

 

Операторы условного перехода

Карточка № 2

По представленной блок-схеме составьте программу вычисления функции у при заданном с клавиатуры значении х.

 

 В начало

 

Операторы условного перехода

Карточка № 3

По представленной блок-схеме составьте программу вычисления функции у при заданном с клавиатуры значении х.

 

 

В начало

 

Операторы условного перехода

Карточка № 4

По представленной блок-схеме составьте программу вычисления функции у при заданном с клавиатуры значении х

 

 В начало

 

Операторы условного перехода

Карточка № 5

По представленной блок-схеме составьте программу вычисления функции у при заданном с клавиатуры значении х

 

 

В начало

Операторы условного перехода

Карточка № 6

По представленной блок-схеме составьте программу вычисления функции у при заданном с клавиатуры значении х.

 

 В начало

 

Операторы условного перехода

Карточка № 7

По представленной блок-схеме составьте программу вычисления функции у при заданном с клавиатуры значении х.

 

 

 В начало

Операторы условного перехода

Карточка № 8

По представленной блок-схеме составьте программу вычисления функции у при заданном с клавиатуры значении х.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В начало

 

Операторы условного перехода

Карточка № 9

По представленной блок-схеме составьте программу вычисления функции у при заданном с клавиатуры значении х.

 

 

 В начало

Операторы условного перехода

Карточка № 10

 

По представленной блок-схеме составьте программу вычисления функции у при заданном с клавиатуры значении х.

 

Задание на дом:

  1. Определите, лежит  ли данная точка на одной из сторон треугольника, заданного координатами его вершин.

  2. Треугольник задан величинами своих углов ( в градусах) и радиусом описанной окружности. Вычислите стороны треугольника.

  3. Два прямоугольника заданы длинами сторон. Определите, можно ли первый треугольник целиком разместить во втором.

  4. Определите, пройдет ли кирпич с ребрами а, в и с в прямоугольное отверстие со сторонами а и в.

  5. Станции А, В и С расположены на n-ном, m-ном, k-том километрах железной дороги. Какие из этих станций расположены наиболее близко друг к другу?

 

В начало

 

К оглавлению 

Сайт управляется системой uCoz