В меню

 

В оглавление

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО ПРОФИЛЬНОГО КУРСА

«Основы алгоритмизации и программирования» 10(11) класс

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный профильный курс предназначен для классов с профильным и предпрофильным изучением дисциплин естественно-математического цикла, для тех, кто хочет не только освоить основы алгоритмизации, но освоить программирование в среде TPascal. Курс можно проводить в рамках факультативного изучения в 9,10,11 классах с углубленным изучением дисциплин естественно-математического цикла. Курс предполагает использовать дидактические возможности компьютера.

Данный курс написан на основе целого ряда литературы как для общеобразовательной школы, так и для среднего образования »

В состав учебно-методического комплекта курса входят:

·              пояснительная записка к программе курса;

·              программа курса;

·              тематическое планирование;

·              примерное поурочное планирование;

·              методические разработки уроков;

·              презентации для проведения уроков;

·              материал к практикумам;

·              раздаточный материал по вариантам для проведения самостоятельных и контрольных работ;

·              электронный учебник;

 

 

Программа обучения рассчитана на следующий уровень подготовки учащихся:

·  базовые знания по информатике;

·  основы работы с операционной системой Windows;

·  умение запускать программы и завершать их работу;

·  набирать тексты на компьютере;

·  переносить информацию через буфер обмена.

В рамках изучения курса основное внимание уделяется развитию алгоритмического, логического мышления, начиная с решения простых задач излагаемой темы. Уровень сложности постепенно увеличивается. К курсу подобраны задачи разного уровня сложности. Теория осваивается параллельно с практикой. В ходе обучения ученики сдают ряд тестов, для проверки уровня усвояемости учебного материала. После изучения теоретического материала учащимся предлагаются практические самостоятельные работы. Главное внимание уделяется умению составления алгоритма решения задач.

Курс раскрывает перед школьниками возможности и значение использования алгоритмизации и программирования задач в различных областях деятельности человека. Развивает абстрактное логическое мышление, уметь находить оригинальные способы решения задач.

Целью и задачами данного курса является:

1. освоение и систематизация знаний по алгоритмизации с опорой на знания по математике.

2. развитие структурного стиля мышления.

3. обеспечение изучения инструментальной программы.

4. развитие навыков конструирования решения задач из минимального числа инструкций;

5. развитие логических приемов: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения.

4.  развитие творческих способностей учеников, позволяющие им реализовать свои интересы в областях выходящих за рамки содержания школьного образования.

5.  воспитание бережного отношения к результатам информационной деятельности человека, чувства ответственности за результаты своего труда.

6.  приобретение опыта проектной деятельности.

Задача предмета - научиться работать с инструментальной программой, использовать возможности программы, для  решения задач различного класса.

Задача обучения - заключается не только в приобретении учащимися определенных знаний и умений в области прикладной информатики, но, и, что очень важно, показать важность и значимость применения этих знаний в практической деятельности.

Результат работыУмение строить алгоритмические структуры для решения задач. Использовать инструментальную среду TPascal для составления, тестирования и отладки программ.

Весь курс разбит на три этапа:

Раздел 1. Основы алгоритмизации. (14часов)

Раздел 2. Основы программирования(18 часов)

Раздел 3. Этапы решения задач с помощью компьютера (2 часа)

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Тематическое планирование (34 часа.)

Раздел 1. Основы алгоритмизации. (14 часов)

Понятие алгоритма. Характеристики алгоритма. Исполнитель. Формы записи алгоритма. Словесный способ записи алгоритмов. Графический способ записи алгоритмов. Что такое псевдокод. Как записываются алгоритмы на школьном алгоритмическом языке. Команды школьного АЯ. Чем отличается программный способ записи алгоритмов от других. Какие у машинных языков достоинства и недостатки. Базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление: полная и неполная форма ветвления, форма ветвления «выбор», «иначе». Базовые алгоритмические структуры: цикл. Итерационный цикл (цикл пока). Определение итерационного цикла. Запись цикла с использованием алгоритмической структуры «цикл пока».  Разбор решения задач.

Учащиеся должны знать:

·        понятие алгоритма как организованной последовательности действий, допустимых для некоторого исполнителя и записанной на формальном языке;

·        свойства алгоритма;

·        формы записи алгоритма;

·        язык псевдокода;

·        основные алгоритмические структуры;

·        правила записи арифметических выражений;

Учащиеся должны уметь:

·              составлять алгоритмические структуры при решении задач;

·              записывать алгоритмы, не допуская двусмысленной записи;

·              составлять алгоритм решения задач и переводить его на язык псевдокода;

·              конструировать решение задачи из минимального числа инструкций;

·              записывать вспомогательные алгоритмы в виде подпрограмм.

Раздел 2. Основы программирования(18 часов)

Понятия алгоритмического языка и языков программирования. Какие понятия используют алгоритмические языки? Имена. Операции. Данные: константы, переменные, массивы. Выражения: арифметические, логические и строковые. Опеpатоpы: неисполняемые, исполняемые. Основные символы языка ТУРБО ПАСКАЛЬ. Встроенные математические функции языка Pascal. Правила записи математических выражений. Стандартные функции. Запись математических выражений на языке Pascal. Запись логических выражений. Использование операций отношений. Разбор задач на вычисление значения логических выражений. Среда Турбо Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Одномерный массив. Задание массива. Строковый тип данных в языке Pascal. Структура двумерного массива и его описание. Функции. Процедуры. Фактические и формальные переменные. Локальные и глобальные идентификаторы. Графика Турбо Паскаль. Использование процедур в графике. Составление программ с использованием операторов графики, подпрограмм.

 Учащиеся должны знать:

·          среду Turbo Pascal;

·          структуру окна инструментальной программы Turbo Pascal;

·          типы данных;

·          типы переменных;

·          основные символы языка Turbo Pascal;

·          встроенные стандартные функции;

Учащиеся должны уметь:

·    переводить арифметическую запись выражений на язык программирования;

·    выполнять операции целочисленного деления и нахождения остатка от деления;

·    использовать встроенные функции для решения задач;

·    определять типы данных;

·    использовать операции отношения:

·    записывать логические выражения;

Раздел 3. Этапы решения задач с помощью компьютера (2 часа)

Этапы решения задач с помощью компьютера. Отладка и тестирование программ. Составление программ.

Учащиеся должны знать:

·              правила записи программ в программной среде;

·              возможности импорта файлов из других программ (Блокнот);

·              форматы инструментальных файлов;

·              возможности использования ПК при решении задач;

·              назначение отладки и тестирования программ;

·              виды ошибок в записи программы;

·              локальные и глобальные идентификаторы;

·              одномерные и двумерные массивы;

·              назначение процедур и функций.

·              операторы графики;

Учащиеся должны уметь:

·              выполнять запись программы;

·              выполнять тестирование и отладку программы;

·              тестировать программу;

·              подключать графический модуль;

·              составлять программы с использованием операторов графики.

Тематическое планирование курса

«Основы алгоритмизации и программирования»

№ темы

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Основы алгоритмизации (14 час)

14

8

4

1.   

Понятие алгоритма. Характеристики алгоритма. Исполнитель алгоритма. Свойства алгоритма.

1

1

-

2.   

Формы записи алгоритма. Словесный способ записи алгоритмов. Графический способ записи алгоритмов. Псевдокод. Понятия алгоритмического языка и языков программирования. Какие понятия используют алгоритмические языки?

3

2

1

3.   

Базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление: полная и неполная форма ветвления, форма ветвления «выбор», «иначе».

4

1

3

4.   

Базовые алгоритмические структуры: цикл. Итерационный цикл (цикл пока). Определение итерационного цикла. Запись цикла с использованием алгоритмической структуры «цикл пока».

3

2

1

5.   

Стандартные функции.

1

1

-

6.   

Запись логических выражений. Использование операций отношений. Разбор задач на вычисление значения логических выражений.

2

1

-

Раздел 2. Основы программирования (18 час.)

18

14

10

1.            

Имена. Операции. Данные: константы, переменные, массивы. Выражения: арифметические, логические и строковые.

Опеpатоpы: неисполняемые, исполняемые. Основные символы языка ТУРБО ПАСКАЛЬ. Величина. Исходные (входные),выходные, промежуточные данные. Атрибуты величины: имя (идентификатор), тип, значение. Постоянная, переменная величина. Описание переменной. Типы переменных

3

2

1

2.            

Встроенные математические функции языка Pascal. Правила записи математических выражений.

2

1

1

3.            

Среда Турбо Паскаль.

1

1

-

4.            

Структура программы на языке Паскаль.

1

1

-

5.            

Одномерный массив. Задание массива. Строковый тип данных в языке Pascal.

4

2

2

6.            

Структура двумерного массива и его описание.

2

1

1

7.            

Функции. Процедуры. Фактические и формальные переменные. Локальные и глобальные идентификаторы.

2

2

-

8.            

Графика Турбо Паскаль.

3

2

1

Раздел 3. Этапы решения задач с помощью компьютера ( 2 час).

2

2

-

1.      

Этапы решения задач с помощью компьютера.

1

1

-

2.      

Отладка и тестирование программ.

1

1

0

 

Итого

34

14

10

 

 


 

Поурочное планирование

Всего часов -34

Теоретических занятий – 20, практических работ – 14

№ п/п

Тема. Содержание темы

Практические

работы

Дидактические

материалы

1. 

Понятие алгоритма. Характеристики алгоритма. Исполнитель алгоритма.  Свойства алгоритма.

 

Тест «Свойства алгоритма»

2. 

Формы записи алгоритма. Словесный способ записи алгоритмов. Графический способ записи алгоритмов.

 

 

3. 

Что такое псевдокод. Как записываются алгоритмы на школьном алгоритмическом языке. Команды школьного АЯ. Чем отличается программный способ записи алгоритмов от других. Какие у машинных языков достоинства и недостатки.

 

 

4. 

Практическая работа № 1.

«Составление алгоритмов решения задач»

Практическая работа № 1.

Задачи для самостоятельной работы.

5. 

Понятия алгоритмического языка и языков программирования.

Какие понятия используют алгоритмические языки? Имена. Операции. Данные: константы, переменные, массивы. Выражения: арифметические, логические и строковые. Опеpатоpы: неисполняемые, исполняемые. Основные символы языка ТУРБО ПАСКАЛЬ.

 

 

6. 

Величина. Исходные (входные),выходные, промежуточные данные. Атрибуты величины: имя (идентификатор), тип, значение. Постоянная, переменная величина. Описание переменной. Типы переменных. Целые типы. Вещественные типы. Логический тип. Символьный тип. Ввод-вывод информации. Оператор присваивания. Операции целочисленного деления и нахождения остатка от деления.

 

.

7. 

Практическая работа № 2. Решение задач.

Практическая работа № 2.

Задачи для самостоятельной работы.

8. 

Встроенные математические функции языка Pascal. Правила записи математических выражений.

Практическая работа № 3.

Задачи для самостоятельной работы.

9. 

Обобщение по темам: «Встроенные математические функции языка Pascal. Правила записи математических выражений».

 

Задачи для самостоятельной работы.

10.  

Базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление: полная и неполная форма ветвления, форма ветвления «выбор», «иначе».

Практическая работа № 4. Чтение алгоритмов

 

11.  

Самостоятельная работа. Разбор и решение задач с использованием алгоритмической структуры «ветвление».

Решение задач

Задания для практической работы.

12.  

Практическая работа № 3. «Решение задач с использованием ветвления».

Практическая работа № 5

Задачи для самостоятельной работы.

13.  

Контрольная работа.

Контрольная работа

Карточки для контрольной работы.

14.  

Базовые алгоритмические структуры: цикл

 

Карточки для чтения блок-схем.

15.  

Практическая работа №4 по теме «Циклы»

Практическая работа № 7

Карточки для работы.

16.  

Итерационный цикл (цикл пока). Определение итерационного цикла. Запись цикла с использованием алгоритмической структуры «цикл пока». Запись цикла на языке программирования Pascal. Разбор решения задач

 

Задачи для самостоятельной работы.

17.  

Стандартные функции. Запись математических выражений на языке Pascal

 

Задания для решения.

18.  

Запись логических выражений. Использование операций отношений. Разбор задач на вычисление значения логических выражений.

 

Задания для решения.

19.  

Самостоятельная работа по теме «Логические выражения».

Практическая работа № 8

Задания для решения.

20.  

Среда Турбо Паскаль.

 

 

21.  

Структура программы на языке Паскаль.

 

 

22.  

Этапы решения задач с помощью компьютера.

 

 

23.  

Отладка и тестирование программ.

 

Карточки для работы.

24.  

Одномерный массив. Задание массива.

 

Карточки для работы.

25.  

Самостоятельная работа по теме: «Одномерный массив».

Практическая работа № 9

Индивидуальные карточки-задания.

26.  

Строковый тип данных в языке Pascal.

 

 

27.  

Самостоятельная работа по теме: «Символьные переменные. Операции со строками».

Практическая работа № 10

Карточки для индивидуальной работы.

28.  

Структура двумерного массива и его описание.

 

 

29.  

Самостоятельная работа по теме: «Структура двумерного массива и его описание».

Практическая работа № 11

Карточки для индивидуальной работы.

30.  

Функции. Процедуры. Фактические и формальные переменные.

 

 

31.  

Локальные и глобальные идентификаторы.

 

 

32.  

Графика Турбо Паскаль.

 

 

33.  

Использование процедур в графике

Практическая работа № 13

Задачи для самостоятельной работы.

34.  

Урок-обобщение по курсу

 

Раздаточный материал, презентации, карточки, кроссворд

 

 Показатели результативности изучения курса:

Успешное овладение материалом предполагает:

·                                      освоение навыков конструирования алгоритмических структур;

·                                      умение структурировать данные;

·                                      умение работать с программной средой TPascal;

·                                      выполнения отладки и тестирования программ.

Способы диагностики результатов:

·                                      педагогическое наблюдение;

·                                      тестирование ЗУН;

Формы контроля:

1.                                   тестирование;

2.                                   практические работы;

3.                                   самостоятельные работы;

4.                                   контрольные работы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА

 

1.   .Шауцукова Л.З., «Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных школ», М., «Просвещение», 2004 г.

2.   Окулов С. «Основы программирования», М, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г.

3.    Культин Н. «Turbo Pascal  в задачах и примерах», Санкт-Петербург, «БХВ-Петербург», 2005 г.

4.   Симонович С. «Практическая информатика», учебное пособие для средней школы, М., «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2003 г.

5.   Абрамов С.А., Зима Е.В. «Начала информатики»М., «Наука», 1989 г.

6.   Немнюгин С.А. «Turbo Pascal. Практикум», учебное пособие, «ПИТЕР», 2005 г.

 

В начало

 

В оглавление

 

 В меню

Сайт управляется системой uCoz